ЗаглавнаяСтатьи и литература

Веское Слово академика Лихачева

Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачев (28 ноября 1906 — 30 сентября 1999) — выдающийся ученый современности, филолог, историк, философ культуры. Родился, прожил жизнь и окончил свои дни в С.-Петербурге. 1928-32, провел в заключении на Соловках и на каторжной стройке Беломорско-Балтийского канала. Автор 500 научных и почти 600 публицистических работ, десятков книг, переведенных на многие языки мира. Был избран иностранным членом и членом-корреспондентом Академий многих европейских стран, почетным доктором университетов Бордо, Будапешта, Оксфорда, Софии, Цюриха, Эдинбурга. Его имя присвоено планете № 2877.

Нет человека старшего, среднего и даже молодого возраста, кто хотя бы раз не слышал этого имени. Но вряд ли много среди них таких, чьи познания о Лихачеве выходят за рамки «общественного деятеля периода перестройки». Некоторые наверняка вспомнят, что он был академиком, радеющим за нравственность в обществе, сохранение памятников архитектуры и культурного наследия России. В периодике десятилетней давности Дмитрия Сергеевича называли «последним русским интеллигентом», окончательно закрывшим своим уходом тему интеллигентности и культуры российского общества.

Однако, чем дольше мы замалчиваем эту тему, переведя ее в разряд второстепенных, тем острее она напоминает о себе процветанием коррупции, воровства, взяточничества, о борьбе с которыми так много говорят сегодня. Но это все равно, что лечить симптомы, а не саму болезнь. Мы не признаем «пророков в своем Отечестве», а ведь академик Лихачев говорил об этом на всех уровнях еще в XX веке, предупреждая, что «никакие законы истории или издаваемые государством, никакие надежды на будущее не оправдаются, если не будет поднят общий культурный уровень нашей жизни, «культурный тонус» нашего общества.

Сейчас это особенно важно осознать, так как уровень культуры не просто низок — он падает. Десятилетия истребления интеллигенции, десятилетия падения школьного образования и «остаточный принцип» в отношении финансирования культуры, бесконечные катастрофы с наиболее важными хранительницами культуры — библиотеками (научными и «народными»), неправильная издательская политика, при которой публиковалось не то, что требовалось читателю, а то, что ему навязывалось по разным соображениям, сыграли свою отрицательную роль. И все это на фоне всеобщего застоя нашей культуры, который начался гораздо раньше самого так называемого «застойного периода». Боязнь не только самостоятельной мысли, но вообще всякой самостоятельности привели к тому, что даже самое поведение людей сильно изменилось к худшему — к вызывающе неряшливому». (Лихачев, Д.С. Русская культура. — М., 2000. — С. 118).

Трудно спорить с ученым, наблюдая как внешне вполне благополучные люди упражняются в изысках ненормативной лексики. По Лихачеву, если человек не говорит, а «плюется словами», жаргонными выражениями, он агрессивно выявляет свою циничную сущность. «Для агрессивности характерно стремление сколачиваться в группы, собираться в банды». Кроме того, сквернословие как паразит оседает в неподготовленных умах детей и передается дальше. «Одно из самых главных проявлений культуры — язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове». (Лихачев, Д.С. Русская культура. — М., 2000. — С. 14). Какие мы, таков и мир, нас окружающий, таков уровень нашей культуры.

Культура это, прежде всего, среда обитания человека. Это то главное в поступательном развитии общества, что делает нацию цивилизованной. Чем выше культурный уровень нации, тем привлекательнее выглядит страна, представляющая эту нацию и наоборот — нация, представляющая страну. Мы восхищаемся японцами, сохранившими свою самобытную культуру и создавшими самую передовую цивилизацию в мире; уважаем самодостаточность скандинавских народов, аккуратность англичан, галантность французов, эмоциональность итальянцев, трудолюбие китайцев, открытость россиян. То есть, мы оцениваем страну по народу, ее населяющему. И прежде всего, по уровню ее культурного развития.

Экономика, политика, право и другие направления человеческой деятельности тоже важны, но являются лишь производными от культурного развития нации, ибо культура и человек неразрывно связаны. Если уровень культуры общества невысок, то и все, что производит это общество, находится на том же невысоком уровне развития. Получается, что именно культура является той «печкой», от которой надо начинать движение вперед.

Если принять как аксиому первичность культуры, то все сразу становится простым и логичным. На первый план выходит человек, его творческое начало и такие его нравственные качества, как честность, совестливость, порядочность, интеллигентность, толерантность, образованность — то есть все то, без чего прогрессивное развитие человечества невозможно. Высокий культурный уровень общества — это та отправная точка, которая позволит стране, нации, государству выйти на прямой путь в достойное и благополучное будущее. Путь, прямо скажем, неблизкий, но верный и уже пройденный историком и философом культуры ХХ века Д.С. Лихачевым. Пережив смену двух эпох — России царской и социалистической, — подвергаясь тяжким испытаниям лагерным бытом, блокадой, долгими годами запретов и психологического и физического давления, он сумел, одним из немногих, остаться истинным русским интеллигентом, до последних дней жизни сохраняя независимость мышления и твердость убеждений.

Академик Лихачев первым «восстал» против марксистской догмы «бытие определяет сознание», заявив, что именно сознание определяет бытие. «Семьдесят лет нас воспитывали в пессимизме. Ведь марксизм — это одно из самых отчаянно пессимистических учений. Материя преобладает над духом, над духовностью...Я лично верю в случайность в истории. То есть я верю в волю человека. От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем. Поэтому такие вопросы, как «что ждет нас в будущем?», не имеют смысла. Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по сторого определенному пути и не давали никуда отклониться, с истории нет». (Запесоцкий, А.С. Последний российский интеллигент // Запесоцкий, А.С. Позиция: избр. публицистика 1985 — 2008. — Спб., 2008. — С. 87).

Сейчас понимание того, что человек, забота о нем и его духовном здоровье являются главным смыслом государственной политики приходит, наконец, и в руководящие структуры нашей страны. Однако концепции культуры и культурного развития у нас до сих пор нет. Большинство людей на всех уровнях понимают под культурой лишь учреждения, ее представляющие: театры, музеи, библиотеки и такие явления, как эстрада, музыка, литература и искусство.

«Между тем культура — это целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство из простого населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». (Лихачев, Д.С. Русская культура. — М., 2000. — С. 9).

Не случайно академик Лихачев считал главным делом своей жизни создание «Декларации прав культуры», в которой право на культуру поставлено в один ряд с правом на жизнь. Декларация была создана им в 90-е годы ХХ века, но не принята до сих пор. Неужели наше государство совсем не заинтересовано в повышении культурного уровня россиян и воспитании в обозримом будущем цивилизованного общества, способного не только потреблять, но и созидать? Если это так, то возникает вопрос почему? Непонятно также почему из нашего обихода фактически исчезли понятия интеллигентность, интеллигентный человек? Д.С. Лихачев всегда предъявлял к интеллигенции очень высокие требования (см. Лихачев, Д.С. Русская интеллигенция // Лихачев, Д.С. Русская культура. — М., 2000. — С. 103-125) и считал, что в целом она выдержала испытания смутным временем и жесточайшим террором. «Два парохода понадобилось осенью 1922 года. - пишет академик, - чтобы вывезти из России только ту часть интеллигенции, против которой не могли быть применены обычные меры в виду ее общеевропейской известности». Нетрудно представить себе сколько осталось в соловецкой земле умной, талантливой молодежи, не успевшей в полной мере проявить себя и сгинувшей в безвестности... Все труды академика - «настоящий гимн русской интеллигенции».

Вот уже 10 лет, как с нами нет Д.С. Лихачева. Неслышно больше негромкого голоса «Народного академика», которому внимали все, ибо ученый мирового уровня говорил просто и доступно. А главное – то, о чем он говорил было правдой, Правдой, выстраданной тяжелой, но долгой, наполненной и яркой жизнью.

Веское аргументированное слово Дмитрия Сергеевича Лихачева о русской культуре осталось нам в наследство в его многочисленных трудах, «дышащих» заботой и болью за Россию. Это бесценное достояние нам еще предстоит осмыслить, сохранить и передать потомкам.

В.В. Тютюнник, библиограф
отдела краеведческой библиографии
ТОУНБ им. А.С. Пушкина.
Тамбов, ноябрь 2009 г.


Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только автору сайта.

меню

Афиша

Конкурс
«Интеллектуальное наследие тамбовского избирателя»


Конкурс ЦИК
среди библиотек


Конкурс «Дорогами 1812 года»

баннеры

Библиотеки области Чехов и Тамбовский край Победитель2008 Номинант конкурса Финалист конкурса Избирательная комиссия Тамбовской области

Все баннеры

Наши виджеты

Яндекс-виджет Книжных новинок Яндекс-виджет Памятных дат

Follow tambovlib on Twitter


Статистика

Выдано читательских билетов

Сегодня: 31
В этом месяце: 501
В этом году: 5264