ЗаглавнаяСтатьи и литература

30 сентября День Памяти академика Д.С. Лихачева (28 ноября 1906 — 30 сентября 1999) — выдающегося ученого современности, филолога, историка, философа культуры. Его имя присвоено планете № 2877.
За 10 лет без Дмитрия Сергеевича становится особенно понятно, как нам не хватает его сегодня...

«Мир берет свое начало в Слове»
«Одно из главных проявлений культуры — язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове».
Д.С. Лихачев

С интересом и некоторым опасением приходится наблюдать за бурными дебатами филологов и представителей творческих профессий о новых словарях русского языка, допускающих вольности в пользовании ударениями и даже перемену рода некоторых существительных.

В связи с этим вспомнилась история студента Дмитрия Лихачева, впоследствии всемирно известного ученого, которая едва не стоила ему жизни. Произошло это в 1928 году в Ленинграде. Молодые умные, а главное, неравнодушные студенты Университета и Института гражданских инженеров (все фамилии Дмитрий Сергеевич указывает в своих воспоминаниях), а с осени 1927 года и он сам, собирались раз в неделю на квартире одного из друзей и называли себя в шутку «Космической академией наук». «Слушались различные шуточные и экстравагантные доклады. - вспоминает Лихачев. - Каждый из докладчиков старался перещеголять других в остроте выступлений и точек зрения. Подготовил и я доклад, в котором доказывал (полушуткой и полусерьезно) преимущества старой орфографии. Следует принять во внимание, что 1927 год и начало 1928 года, когда написан доклад, были временем особенно беспощадного наступления на Церковь, чем и вызваны некоторые из моих заявлений в докладе». (Лихачев Д. Статьи ранних лет. - Тверь, 1993. - С. ). Молодой исследователь убедительно отстаивал в своем научном труде православную символику в написании букв русского алфавита и разъяснял ее смысл. Он утверждал, что дореволюционная графика создавала особый «рисунок слова», а буквы были небесными знаками, например «Ђ»(ять) - это крест; что «новая русская орфография, упрощенная для изучения детям и иностранцам, есть порча и снижение русской грамотности»; что «всякая орфография с ростом культуры и тех требований, которые к ней предъявляются, становится труднее для изучения» и т.д. Само название доклада уже дает представление о смелой и глубоко нравственной позициии молодого ученого. Называется доклад «Медитации на тему о старой, традиционной, освященной, исторической русской орфографии, попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского, изложенныя в трех рассуждениях Дмитрием Лихачевым февраля 3 дни 1928 года».

А спустя всего 5 дней ОГПУ приступило к ликвидации различного рода кружков, которые в большом количестве существовали во всех учебных заведениях еще с дореволюционного времени и частично сохранились до середины 20-х годов прошлого века. Все «академики» были арестованы. Среди них 8 февраля 1928 года арестовали и Дмитрия Лихачева. Различных кружковцев, многие из которых даже не были знакомы друг с другом, объединили в одно общее дело и по статье 58 пункт 11 отправили на Соловки с разными сроками. Д.С. Лихачев вспоминает: «Печатающиеся тезисы доклада были изъяты у меня при обыске в день ареста и послужили одним из мотивов осуждения на пять лет заключения в концентрационном лагере на Соловках». (Лихачев Д. Статьи ранних лет. - Тверь, 1993. - С. ).

Было тогда Д. Лихачеву 22 года. Каким образом двадцатидвухлетнему интеллигенту, «физически не приспособленному и изрядно ослабевшему за 9 месяцев сидения в тюрьме» удалось выжить в концлагере после тяжелых физических работ, приобретенной там язвенной болезни, сыпного тифа и чудом избежать расстрела, - это тема отдельного разговора. Заинтересованный читатель узнает об этом из книги:Лихачев Д. Статьи ранних лет. - Тверь, 1993. - 145 с., которую он найдет в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина. Здесь же можно познакомиться и с полным текстом доклада, за исключением отсутствующих страниц, которые были утеряны или изъяты из дела. Этот доклад Лихачеву удалось сделать только через 64 года — уже в настоящей Академии наук, в Пушкинском доме, когда судимость была наконец-то снята, и он был допущен к своему делу в рассекреченном архиве Ленинградского КГБ на Литейном.

Тот факт, что обсуждать подобные вопросы сегодня мы можем свободно, не опасаясь, что в наш дом вдруг нагрянут незванные гости, - бсспорное достоинство демократии. Однако свобода слова и свобода вообще — штука коварная. Без нравственной основы она легко превращается во вседозволенность. Д.С. Лихачев рассматривал понятие «свобода» только в единстве с другим понятием - «совесть». «Свобода выдвигает свои «нельзя», и не потому, что что-то произвольно запрещено, а потому, что корыстные [карьерные] соображения и побуждения сами по себе не могут принадлежать свободе...Корыстные поступки — вынужденные поступки. Вынужденность ничего не запрещает, но она лишает человека его свободы...Поступок свободен только тогда, когда он продиктован свободным от эгоизма намерением, когда он бескорыстен.

Стаж свободы человека — его совесть. Совесть освобождает от корыстных (в широком смысле) расчетов, побуждений...Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа». (Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - С. 7).

Невымышленная история из жизни молодого Д. Лихачева показывает, насколько серьезно и личностно воспринималось русской интеллигенцией все, что касалось изменений родного языка — одного из совершеннейших языков мира. Наш язык развивался более тысячи лет и дал миру в XIX веке лучшую литературу и поэзию.

Дмитрий Сергеевич говорил о том, что после революции русскому языку, а следовательно, и русскому понятийному миру, уже был нанесен «колоссальный удар» запрещением преподавания Закона Божия и церковнославянского языка. «Стали непонятными многие выражения из псалмов, богослужения, Священного Писания...и т.д. Этот огромнейший урон русской культуре еще придется изучать и осмысливать...[т.к. вытесненные понятия были в основном понятиями духовной культуры]». (Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - С. 15).

В связи с вышесказанным возникает тревога, что очередное вторжение в русский язык может таить в себе «грабли», на которые мы уже наступали однажды и которые больно отразились на русской понятийной культуре.

Думается, что задача нашего поколения заключается не в изменении, а в доскональном изучении исторически сложившихся норм литературного русского языка, чтобы передать его потомкам во всей красоте и многообразии. Революционерам в любой сфере деятельности следует помнить главный закон медиков и жизни вообще: «Не навреди».

На фото: Д.С. Лихачев. 1927 г. За несколько месяцев до ареста.

В.В. Тютюнник, библиограф
отдела краеведческой библиографии
ТОУНБ им. А.С. Пушкина


Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только автору сайта.

меню

Афиша

25 мая 11-00
День библиотек

баннеры

К 200-летию победы России в Отечественной войне Библиотеки области Чехов и Тамбовский край Победитель2008 Номинант конкурса Финалист конкурса Избирательная комиссия Тамбовской области

Все баннеры

Наши виджеты

Яндекс-виджет Книжных новинок Яндекс-виджет Памятных дат

Follow tambovlib on Twitter


Статистика

Выдано читательских билетов

Сегодня: 0
В этом месяце: 769
В этом году: 6714